Диагностические признаки и диагностическая модель вагона
Диагностические признаки технического состояния вагона
Диагностическая модель - устанавливает связь между состояниями технической системы и их отображениями в пространстве диагностических сигналов.
Диагностическая модель грузового вагона представлена на рисунке 1.
Общие характеристики Rв определяются конструкцией вагона и включают функциональное назначение вагона - показатели назначения (род груза, условия обеспечения его сохранности и др.) и основные технические характеристики (грузоподъемность, габарит, конструкционная скорость и др.).
Параметры процесса функционирования вагона Fв определяются интегральными признаками, по которым можно оценить техническое состояние вагона в целом, к ним относятся сопротивление движению, параметры колебаний, плавность хода и другие.
Структурные параметры вагона Ев определяются в основном целостностью конструкций сборочных единиц. Можно сказать, что параметры функционирования дают обобщенную оценку технического состояния, а структурные параметры детализируют техническое состояние вагона. Вспомогательные параметры Vв используются в качестве косвенных диагностических признаков.
Диагностический признак (параметр) - признак (параметр) объекта
диагностирования, используемый в установленном порядке для определения технического состояния объекта.
Диагностическая модель устанавливает связь между состояниями технической системы и их отображениями в пространстве диагностических сигналов.
Рисунок 1. Диагностическая модель грузового вагона
Диагностические признаки и диагностическая модель тележки
Диагностические признаки и диагностическая модель тележки представлены на таблице 2.
Рисунок 2. Диагностическая модель тележки
Методы измерений диагностических параметров
Классификация методов измерений
По виду физических параметров диагностирования СТД разделяются на несколько групп. В вагонном хозяйстве применяют в основном СТД в которых измеряют следующие параметры:
а) Кинематические (время, скорость, ускорение, период, частота периодического процесса, колебания или вибрации).
б) Геометрические (расстояние, размер, площадь, объем, угол).
в) Статические и динамические (сила, масса, импульс силы, давление, момент силы, коэффициент трения, работа).
г)Механические свойства (плотность, твердость, ударная вязкость).
д)Тепловые (температура, теплопроводность).
е)Акустические (звуковое давление, частота звука, громкость, громкость звука, акустическое сопротивление).
ж)Электрические и магнитные (ток, напряжение, электрическое сопротивление, частота тока, фаза, напряженность магнитного поля, магнитная индукция, намагниченность).
з) Оптические (поток инфракрасного излучения, коэффициент отражения, волоконная оптика, голография).
В основе всех методов измерений являются различные преобразователи одного вида параметра в другой, удобный для наблюдения, автоматизации измерений и регистрации.
Наглядное изображение тележки с подробными обозначения представлены на рисунке 1.
Рисунок 3. Изображение тележки
Рассмотренные диагностические модели являются общими для всех типов вагонов и не претендуют на полноту всех видов параметров, а дают общее представление о возможности технического диагностирования . Следует отметить, что для каждого типа вагона диагностическая модель кузова будет иметь существенные различия.
Часть характеристик R и все параметры F, E, V, приведенные в диагностических моделях, могут быть использованы в качестве диагностических параметров, то есть образуют рабочее диагностическое пространство, а затем, естественно, возникает проблема их измерения , оценки и обнаружения признаков. Только после этого можно проводить диагностирование , как решение задачи обработки значений полученных параметров и их соответствия определенной оценке состояния вагона или его сборочных единиц.
Домашние задание для аттестации
3.1.1. Тест с вариантами ответов на вопросы по теме лекции № 1-2
ВАРИАНТ 1
1. Область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов, называется а) технический контроль б) технический прогноз
в) техническая диагностика
г) дефектоскопия
д) надежность
2 В чем состоит основное назначение диагностики?
а) в выявлении дефектов при входном контроле неразрушающими методами
б) в предотвращении заводского брака в процессе изготовления
в) в обеспечении надежности неразрушающего контроля
г) в повышении надежности объектов на этапе их длительной эксплуатации
д) в выявлении дефектов при входном контроле разрушающими методами
3. Реакции объекта диагностирования на приложенные к нему возмущающих или управлявших воздействий (характер шумов, параметры вибрации, температура, давление или расход масла): а) входной параметр
б) выходной параметр
в) косвенный параметр
г) прямой параметр
д) структурный параметр
4. Каким путём можно устранить возникшую в сплаве зональную ликвацию (макроликвацию)?
а) закалкой;
б) пластической деформацией;
в) диффузионным отжигом (гомогенизацией).
г) ослабить нельзя
5. На фото представлен дефект отливки, обнаруженный пр проточке.
Дефект выявился при гидроиспытании. Какова его разновидность?
А) Пористость отливи
Б) Скопление мелких окисленных газовых раковин
В) Шлаковые включения , попавшие приразмывке формы
Г) Мелкие закрытые УР с пористостью
6 Какие из нижеперечисленных дефектов не являются дефектами поковок и штамповок?
А) расслоения,
Б) волокнистость
В) закаты,
Г) флокены
Д) осевая пористость
Е) деформационные трещины
7. Какие факторы оказывают влияние на увеличение склонности к возникновению усадочной раковины?
А) Увеличенный градиент температур и интервал кристаллизации
Б) Высокая температура металла и увеличение давления газа
В) Повышенная скорость охлаждения и отсутствие серы и фосфора
Г) правильного ответа нет
8. Какие дефекты взаимосвязаны между собой, т.к. появление определенного дефекта кристаллизации, представленного на фото группы 1, приводит к появлению дефекта 2 в процессе ОМД. Дайте название выбранным дефектам.
а |
|
б |
в |
|
г |
Группа 1
А) дефект 2 вызван появлением дефекта а
Б) дефект 2 вызван появлением дефекта б
В) дефект 2 вызван появлением дефекта в
Г) дефект 2 вызван появлением дефекта г
9. Какая из сталей наиболее склонна к горячеломкости (появлению трещин при ОМД)
А) фото 1 , т.к. много неметаллических включений
Б) фото 2, т.к. большое загрязнение сульфидами
В) фото 2 т.к. мельче зерно
Фото 1 |
|
Фото 2 |
Г) фото 1 т.к. крупнее зерно
Д) связи между структурой и склонностью к горяче ломкости нет
10. В литых изделиях различают три зоны кристаллизации:
А) мелкозернистая зона - столбчатых кристаллов – зона равноосных зерен
Б) зона равноосных зерен - столбчатых кристаллов – дендриты
В) дендриты - мелкозернистая зона - столбчатых кристаллов
г) зоны равноосных зерен - столбчатых кристаллов - мелкозернистая зона
3.1.2. Тест с вариантами ответов на вопросы по теме лекции № 3
Грузовой вагон как объект диагностирования
Что влияет на качество осмотра технического состояния грузового четырехосного вагона визуальным методом?
1- время суток
2- человеческий фактор
3- наличие рабочего инструмента осмотрщика
4- продукты перевозки
5- срок службы осматриваемого вагона
6- погодные условия
Какие инструменты используются осмотрщиком при контроле технического состояния грузового четырехосного вагона визуальным методом?
1- шаблон Басалаева
2- ключ трубный рычажный
3- штангенциркуль
4- кронциркуль
5- зубило
6- зеркало с телескопической ручкой
Запрещаются к эксплуатации при следующих износах и повреждениях:
1- при обнаружении в пути следования вагона ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм 2-после схода вагонов
3- местное уширение обода колеса более 2 мм
4- выщербины глубиной 1 мм
5-остроконечный накат на гребне колеса
6- проворот внутреннего кольца переднего подшипника на шейке оси
Запрещаются эксплуатация тележек при следующих износах и дефектах:
1- отсутствие зазоров между скользунами одной стороны тележки
2- завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 3 мм
3-вырубки пороков стального литья, произведенные после изготовления надрессорных балок
4- отсутствие болта крепления колпака скользуна
5- излом или трещина центрирующей балочки, маятниковой подвески
6- слипание витков пружин у груженого вагона
Запрещаются эксплуатация полувагона при следующих износах и дефектах:
1-отсутствие двери или дверного упора
2- обрыв сварного шва соединения стойки с обвязкой или балкой рамы
3- уширение кузова вагона более 75 мм на одну сторону
4- открытые загрузочные люки, зафиксированные специальным фиксатором
5- перекос кузова более 30 мм
6- погнутость крышек люков и торцевых дверей
Какие основания для отцепки вагонов в текущий - отцепочный ремонт ?
1- плохая видимость знаков и надписей на кузове вагона
2- коррозия на цепи расцепного привода автосценого устройства
3- ползун глубиной более 1 мм на поверхности катания
4- завышение фрикционного клина от 3 до 6 мм
5- расстояние между шкворневой балкой и боковиной тележки менее 20 мм
- Teacher: Елена Ядыкина